Блок 2

Цифровая грамотность — это сложный комплекс навыков, для развития которых недостаточно только лишь обновления программы по предмету «Информатика» или технического переоснащения школы. А без их развития фундамент цифровой экономики, увы, не построишь.
Если учесть, что развитие цифровых технологий вытесняет из производства прежде всего работников «рутинного» труда, то конвейер массового образования, готовящий специалистов по одной программе, становится неактуален. К тому же эксперты уверены, что цифровая экономика требует от человека развития навыков самоорганизации, планирования, самомотивации — а этому способствует индивидуализация образования. 

Смешанное обучение

Цифровые технологии предоставляют инструменты для развития смешанного обучения, преодоления ограничений классно-урочной системы с одинаковым для всех учебным планом и одинаковым временем для его освоения. Правда, в массовой школе эти возможности реализуются нечасто.  

Смешанное обучение — образовательная модель, которая часто обсуждается в последние годы — сочетает в себе преимущества формальной системы и онлайн-обучения. Кажется, именно в ней можно найти разумное сочетание внешнего воздействия и личной инициативы без перекоса в ту или другую сторону.

В основе этой модели — 4 базовых принципа:
  1. Персонализация: ученик сам выбирает (по крайней мере отчасти) где, как и чему он будет учиться;
  2. Обучение, основанное на мастерстве: до перехода к новому материалу дети полностью овладеют нужными для этого знаниями;
  3. Среда высоких достижений: у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут к этой цели;
  4. Личная ответственность: дети понимают, что они сами отвечают за выбор способа обучения и полученные результаты.
Более подробно вопрос можно изучить, ознакомившись со статьей "Кризисы мотивации и смешанное обучение".

Непрерывное образование

Цифровая экономика кардинально меняет рынок труда: там, где компьютер может заменить человека, он его заменит. Выходом для лишившихся работы людей будет самозанятость или быстрое освоение новых профессиональных компетенций. Кроме того, велика вероятность, что в ближайшем будущем станет нормой регулярная смена профессии, да и нахождение в одной профессиональной сфере будет всё больше и больше требовать готовности к постоянному обучению. 

Концепция непрерывного образования предполагает, что жизнь человека не делится строго на период учёбы (до получения диплома) и работы, а обучение является постоянным процессом на протяжении всей жизни.   Для того, чтобы непрерывное образование становилось жизненной нормой, должна более активно развиваться структура онлайн-образования и меняться отношение общества к обучению. И если первая задача напрямую связана с развитием онлайн-платформ, программного обеспечения, оцифровкой контента, то вторая — с развитием внутренней мотивации человека к учёбе. 

Цифровая экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. А для этого, пожалуй, сами лидеры образования должны научиться не бояться уже наступившего будущего.

Перевернутый класс

Проектная деятельность

Применение современных цифровых технологий в подготовке и реализации индивидуальных ученических проектов может способствовать решению нескольких задач:
Советуем обратить внимание на сервис Genially - это не только "фабрика инфографики", но и кладезь идей для проектов.

Профессиональная ориентация

Кванториум Всеволожскhttps://xn----7sbfcarilpijhlogbzwggy.xn--p1ai/

Кванториум Кировскhttps://www.kvantorium47.ru/

Центр цифрового развития детей "IT-куб"http://xn--80acudg0cj.xn--p1ai/


Комментарии

  1. С удовольствием прочитала материал этого блока. Сегодня недостаточно обладать определённым набором знаний и компетенций — нужно уметь учиться, находить нужную информацию и использовать её в своих целях. С этим не поспоришь. Однако, занимаясь проектной деятельностью с младшими школьниками с 2005 года, все время наблюдаю одно и то же: все горят желанием что-то сделать, выступить, победить. Очень радует, что в цене теперь грамоты, а не призы. Но как мал процент самостоятельности детей. Куда уж тут до самостоятельной постановки цели обучения?

    ОтветитьУдалить
  2. Просмотрела материалы этого блока. Безусловно, владение информацией и умение ею воспользоваться для создания поэктов очень важно в наше время. Полезная информация.Всегда пригодится как для самообразования так и для рабочих моментов.

    ОтветитьУдалить
  3. Есть над чем очередной раз подумать. Разрушать всегда легче, чем построить что-то стоящее новое. Разрушили, а теперь панацея от потери мотивации смешанное образование? Тогда принципы переставьте местами: сперва обучение мастерству, а это классическое обучение глаза в глаза, это стимулирование из вне. Детям дали технологии и пустили в свободное плавание, не научили мастерству, культуре пользования, чтоб взрастить эту самую личную ответственность. Выбор дали, и дети выбрали виртуальную игру, там, где легко и уютно и не надо ставить высокие цели. В детском саду дети до такой степени персонализированы, что многие к семи годам не могут рассказать о своей семье, забывают имена родителей, не могут свободно пользоваться речью, а некоторые говорят только о героях виртуальных игр.
    Статья о кризисе мотивации не понравилась. Комментарии интересные. Автор не видит причину потери учебной мотивации, а она во многом из-за информационных джунглей… Взрослый мотивированный ученик это одно –ему, наверное, будет комфортно получать смешанное образование, а малыш с игровым мотивом может остаться с ним навсегда. Чем плоха внешняя мотивация у первоклашки для которого важно радовать маму (и это стимул). Мы познаём себя через других и постепенно мотивация становится внутренней. Про мотивацию отрицания автор вообще не слышала, а именно сейчас она во многих детях. Смешанное обучение наступит на те же грабли, что и классическое (которое очень поломали за десятилетия), так как всегда будут немотивированные. А эта фраза цинична, но подобное слышу часто «…препятствует не только отсутствие подходящих учебных онлайн-сред, но и неготовность многих учителей перейти от трансляции и контроля к сотрудничеству…». Начните сначала с онлайн-сред, чтоб учителя стали готовыми, мотивированными, а не сами формировали эти учебные среды. Ведь они очень стараются во все времена, при этом в данной реальности им почему-то запрещена персонализация… Ничего не смущает?

    ОтветитьУдалить
  4. Компьютер конечно помощник человеку в облегчении его труда, но не нужно забывать, что только помощник. И при использовании учениками цифровых ресурсов педагогу нужно тщательно контролировать чтобы он при помощи компьютера реализовывал свои идеи, а не брал чужие. Иначе будем воспитывать в детях не творческую активность, а лень.

    ОтветитьУдалить
  5. Полезная информация. Всегда пригодится как для самообразования так и для рабочих моментов.

    ОтветитьУдалить
  6. Очень полезная информация, прочитав вспомнила себя в школьные и студенческие годы. Теперь знаю, как дети воспринимают информацию, проанализировала отношение своего ребенка к учебе.

    ОтветитьУдалить
  7. Очень полезная информация, обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  8. Интересный блок, понятно, что люди меняются. технологии развиваются, очень важно идти в ногу со временем, чтобы реализовать себя как личность, достичь заданных целей, но вместе с развитием технологий, и появляется огромное количество информации. Взрослому образованному человеку проще фильтровать "мусор" и искать, находить, использовать, мотивировать себя дальше. Как же быть с детьми??? На теории и машина времени - реальность, но как же быть с практикой? Наверное, стоило бы вводить какие-либо новшества максимально при этом подготовив образовательную платформу, работая не только с обеспечением необходимых инструментов воздействия, но и сам дух образования не должен протекать под девизом: " Отбыть срок в школе 9-12 лет". Человек родившись должен осознавать, что получение аттестата и диплома - это всего лишь ступень в образовательном пространстве.

    ОтветитьУдалить
  9. Благодарю за новую информацию! Материалы полезны,но к сожалению , воспользоваться ими не всегда есть возможность.

    ОтветитьУдалить
  10. Информация полезная, но возможности обучения ограничены.

    ОтветитьУдалить
  11. Информация полезная и принята к сведению.

    ОтветитьУдалить
  12. Очень полезная информация, обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  13. Информация в данном блоке оказалась для меня очень полезной.

    ОтветитьУдалить
  14. Спасибо за полезную информацию

    ОтветитьУдалить
  15. Интересная информация. Однако предоставляя ребёнку право выбора необходимо обязательно контролировать, чтобы это был выбор между тем, что ему более или менее интересно. а не выбор между "делом" и "бездельем"

    ОтветитьУдалить
  16. Благодарю за полезную и нужную информацию!

    ОтветитьУдалить
  17. Информация полезная. Спасибо

    ОтветитьУдалить

  18. Просмотрела материалы этого блока, спасибо большое. Информация полезная и всегда пригодится в работе. Ведь владение цифровыми технологиями в наше время это очень важно как для создания всевозможных проектов, так и для самообразования.

    ОтветитьУдалить
  19. Информация , конечно, интересная и познавательная, но для этого необходимо иметь очень хорошую технику (компьютер), хороший интернет (не такой, как у нас в Будогощи). А главное, чтобы дети развивались не только за счёт ресурсов интернета, но получали дополнительные знания из других источников.

    ОтветитьУдалить
  20. Материалы блока великолепны, но где техника соответствующего уровня?

    ОтветитьУдалить
  21. Полезная информация, пригодится в работе.

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо за полезную информацию. Обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  23. Спасибо за полезную иформацию. В дальнейшей работе воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  24. Спасибо за полезную иформацию. В дальнейшей работе воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
  25. Информация была достаточно полезной! Спасибо, в дальнейшей работе буду пользоваться

    ОтветитьУдалить
  26. Спасибо! Очень познавательно! Есть над чем задуматься!

    ОтветитьУдалить
  27. Неоднозначная статья. Попыталась представить, как первоклассник САМ выбирает - где, как и чему он будет учиться....

    ОтветитьУдалить
  28. Спасибо за информацию! Безусловно владение информацией и умение ею пользоваться очень нужно в наше время!

    ОтветитьУдалить
  29. Прочитала материал, полезная информация, надеюсь, пригодится.
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  30. Благодарю! Материал полезный.
    На мой взгляд, в настоящее время проблема индивидуализации образования существует, навыки самоорганизации, планирования, самомотивации у обучающихся развиты недостаточно.

    ОтветитьУдалить
  31. Информация полезная, ознакомилась, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  32. Чернухина Е.А. Интересно. Есть мысли. Не со всеми идеями согласна. Информации много. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  33. Просмотрела материал. Спасибо за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить
  34. Спасибо, идеи смешанного обучения очень актуальны!

    ОтветитьУдалить
  35. Спасибо за информацию. будем пробовать использовать

    ОтветитьУдалить
  36. 2.4.16 Колесникова Н.А.
    Посмотрела материал. Спасибо за информацию.

    ОтветитьУдалить
  37. Материал интересный, принят во внимание. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  38. Спасибо за полезный материал.

    ОтветитьУдалить
  39. Васильева О.А.
    Смешанное обучение — образовательная модель, которая часто обсуждается в последние годы — сочетает в себе преимущества формальной системы и онлайн-обучения. Кажется, именно в ней можно найти разумное сочетание внешнего воздействия и личной инициативы без перекоса в ту или другую сторону.

    В основе этой модели — 4 базовых принципа:

    Персонализация: ученик сам выбирает (по крайней мере отчасти) где, как и чему он будет учиться;

    Обучение, основанное на мастерстве: до перехода к новому материалу дети полностью овладеют нужными для этого знаниями;

    Среда высоких достижений: у каждого ребенка есть высокая цель, к которой он стремится, и он умеет вписывать учебную активность в маршрут цели;
    Смешанное обучение — образовательная модель, которая часто обсуждается в последние годы — сочетает в себе преимущества формальной системы и онлайн-обучения. Кажется, именно в ней можно найти разумное сочетание внешнего воздействия и личной инициативы без перекоса в ту или другую сторону.

    ОтветитьУдалить
  40. Спасибо информация очень полезная, в дальнейшем буду пользоваться.

    ОтветитьУдалить
  41. Спасибо, за очень полезную информацию, в будующем обязательно воспользуюсь ей.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Приветствие